CIVIS

Центр иконографических и визуальных исследований
Center for Iconographic and Visual Studies (CIVIS)

 

Научный руководитель Центра:
Кандидат искусствоведения, кандидат экономических наук, доцент,
Член Ассоциации искусствоведов (АИС), общества историков нидерландского искусства (HNA) Михаил Анатольевич Рогов
rogovm@hotmail.com
Тел.: +79035425225

 

Экспертный совет Центра иконографических и визуальных исследований (CIVIS)

Пожидаева Анна Владимировна, к. искусствоведения, доцент Школы исторических наук НИУ-ВШЭ

Майзульс Михаил Романович, к.и.н., c.н.с. УНЦ Визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ, двукратный лауреат премии «Просветитель»

Антонов Дмитрий Игоревич, д.и.н., профессор РГГУ, директор УНЦ Визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ, с.н.с. Лаборатории теоретической фольклористики ШАГИ ИОН РАНХиГС

Аванесов Сергей Сергеевич, д.филос.н., профессор НовГУ им. Ярослава Мудрого, директор НОЦ «Гуманитарная урбанистика», главный редактор журнала «Визуальная теология»

Субботина Ольга Владимировна, к. искусствоведения, с.н.с. Библиотеки Российской академии наук (БАН)

Зотов Сергей Олегович, историк, докторант Уорикского университета, лауреат премии «Просветитель»

Вебер Дмитрий Иванович, к.и.н., с.н.с. РНБ , доцент НовГУ им. Ярослава Мудрого, доцент филиала МПГУ в г. Черняховске

Смирнов Аскольд Владиславович, к.м.н., преподаватель РУДН, автор книг и статей по музыкальной иконографии

Рогов Михаил Анатольевич, к. искусствоведения, к.э.н., доцент, доцент РАНХиГС, CIVIS

 

 

В эпоху визуального поворота (pictorial turn) человечество столкнулось с невиданным ранее обилием изображений, в том числе принадлежащим различным культурно-историческим эпохам. Дигитализация репродукций и фотоотчетов путешествий, культура социальных сетей, развитие просветительской деятельности – все это способствует подъему публичного интереса к иконографии и визуальным исследованиям. Потребность в качественных научных иконографических и визуальных исследованиях обусловлена развитием направлений исторической науки (в том числе история повседневности, микроистория), истории и теории искусства и визуальных исследований (в том числе социальная история искусства, новая социальная история искусства, визуальная интертекстуальность, визуальная экзегетика).
Миссия центра - готовить мир к еще неизвестному прекрасному "новому Ренессансу", пора становиться Аби Варбургами и Сергеями Дягилевыми будущего!
Цель CIVIS – стать центром компетенции по иконографии и визуальным исследованиям в области истории искусства.
Методологическая основа – плюрализм научных стратегий, включая подходы, основанные на социальной истории искусства и интермедиальной интертекстуальности.
Достижение этой цели обеспечивает экспертно-консультационная деятельность, подготовка научных публикаций, лекций, конференций и других мероприятий.

Что дает сотрудничество с CIVIS?
Возможность иконографического анализа исследуемого визуального материала
Это ваш вклад в развитие науки и образования
Диверсификация портфеля научных исследований
Интерес как учащейся молодёжи, так и маститых ученых к этой тематике повысит стимулирование вашей целевой аудитории
Поддержка вашей репутации как развивающегося учреждения

 

Мероприятия CIVIS в 2022 году:

 

Открытая лекция М.А. Рогова «Иконография Speculum humanae salvationis ("Зерцала человеческого спасения). Перспективы и методы изучения».
Дата проведения 28 октября 2022 г.
Место проведения:
Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, Гуманитарный институт, Великий Новгород, Антоново, д.1


Открытая лекция М.А. Рогова «Иконография памятников "Зерцала человеческого спасения", бытовавших на территории Восточной Пруссии»
Дата проведения: 12 ноября 2022 г.
Место проведения: Замок Инстербург, Калининградская область, г. Черняховск, ул. Замковая, д. 1


Участие с докладами в научных конференциях:
Рогов М.А. OPTIMA MATER или О статуе графа А.И. Остермана-Толстого в Женевском музее искусства и истории (MAH): визуальная интертекстуальность // Международная научная конференция, посвященная памяти Александра Евгеньевича Махова (1959-2021), 8 ноября 2022, ИМЛИ РАН, Москва

Рогов М.А. Предсмертное слово Христа и Совершенство: визуальная интертекстуальность посмертной импрезы К.И.Ф. Купецкого // III Международная конференция «Изображение и культ: сакральные образы в христианских традициях», 26 ноября 2022, РГГУ, РАНХиГС, МГУ, Москва

Рогов М.А. К вопросу об интертекстуальности в иконографических и визуальных исследованиях на примере «Зерцала человеческого спасения»// VII Международная научная конференция «Библейские и литургические темы и образы в искусстве востока и запада: диалог культур, традиция и современность», 26-27 декабря 2022, РГГУ, МДА, Москва

 

Мероприятия CIVIS в 2023 году:


Всероссийская научная конференция «Иконографические и визуальные исследования».
Модератор конференции — Михаил Анатольевич Рогов, научный руководитель CIVIS. 
Доклады конференции охватывали различные эпохи - от Средневековья и Возрождения, до модерна и живописи рубежа XX-XXI вв. Работы были посвящены различным проблемам: выявления источников и передачи иконографии, изучения орнамента, реконструкции городской культуры и влиянию национальных традиций, а также атрибуции.
Место проведения: Культурный центр и галерея BERIOZKA.
Дата проведения: 15 сентября 2023.

Записи приветствия и докладов.

Фоторепортаж и видеозаписи 2023 CIVIS AWARD


ТАЙМ-КОДЫ:

00:00 Михаил Анатольевич Рогов (Москва) Приветствие участникам конференции.

15:24 Майя Гавриловна Смолина (Красноярск) Введение иконической знаковости в орнаменты Сибири и Дальнего Востока в народном и профессиональном декоративно-прикладном искусстве.

32:37 Алина Дмитриевна Мирошник (Москва) Особенности трактовки сцены смерти Иуды Искариота в Морализованных Библиях 3-х десят. XIII вв.

52:40 Ирина Валерьевна Голубева (Санкт-Петербург) Джотто в лицах: Мастер Исаака, Мастер св. Франциска, Мастер парусов. Историографический обзор проблемы атрибуций фресковых циклов базилики Сан-Франческо в Ассизи.

1:14:23 Иван Александрович Абрамкин (Москва) Возрождение образа Гебы в итальянском искусстве XVI века.

1:28:17 Ольга Владимировна Силина (Ферапонтово) Фрески подпружных арок собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Иконография и принципы пространственного размещения образов.

1:43:15 Яна Владимировна Шемякова (Ферапонтово) Борхт или Пискатор? Проблемы и принципы определения иконографических источников Апокалипсиса русских стенописей XVII века.
По техническим причинам видеозаписи других докладов и церемонии 15 сентября 2023 г, не сохранились, председатель Жюри М.А.Рогов приносит свои искренние извинения.


Авторская лекция Субботиной О.В. «Как гравюры рассказывают истории».

Мероприятие прошло под эгидой Центра иконографических и визуальных исследований (CIVIS).
Организатор мероприятия проект CUT, площадка — пространство PROGRAFIKA.
Дата проведения: 16 сентября 2023.

Контакты:

 rogovm@hotmail.com
Тел.: +79035425225

 

ПРЕМИЯ CIVIS В ОБЛАСТИ ИКОНОГРАФИЧЕСКИХ И ВИЗУАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

ICONOGRAPHIC AND VISUAL STUDIES AWARD


 

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОТКРЫТОМ ПУБЛИЧНОМ КОНКУРСЕ

«ПРЕМИЯ В ОБЛАСТИ ИКОНОГРАФИЧЕСКИХ И ВИЗУАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ»

 

Преамбула

Настоящей публикацией на сайте https://www.newartstudies.ru/civis объявляется открытый публичный Конкурс «Премия в области иконографических и визуальных исследований» (далее – Конкурс).

 

I. Статус настоящего Положения

1.1. Положение устанавливает правила проведения Конкурса в соответствии с требованиями гл. 57 ГК РФ.

1.2. Положение может быть изменено Организатором Конкурса в порядке, предусмотренном ст. 1058 ГК РФ.

II. Дух, цели и принципы Конкурса

2.1. Конкурс направлен на достижение общественно полезной цели — служить актантом, «катализатором» производства научного знания в области теории и истории культуры и искусства. Основные цели Конкурса: прогресс истории и теории культуры и искусства и смежных наук, развитие конкретных направлений и поддержка авторов в области иконографических и визуальных исследований.

2.2. «Премия в области иконографических и визуальных исследований» может присуждаться победителю (лауреату) Конкурса на основе принципов академической свободы и плюрализма научных стратегий — как уже состоявшимся научным сотрудникам и представителям профессуры, так и молодым ученым, аспирантам и соискателям ученой степени, студентам и независимым исследователям, предлагающим на суд общественности новые исследования, идеи и теории, инновационные разработки, новое мировоззрение в области иконографии, визуальных исследований и смежных областей теории и истории культуры и искусства и смежных отраслей научного знания.

2.3. Жюри Конкурса не приемлет какой-либо дискриминации участников и принимает во внимание исключительно качество конкурсных работ.

 

III. Организатор Конкурса

3.1. Организатором Конкурса является Центр иконографических и визуальных исследований (CIVIS) некоммерческой организации «Фонд содействия развитию образования, науки и искусства “Новое искусствознание”».

3.2. Конкурс может иметь постоянных или временных спонсоров, учреждающих специальные призы для победителей Конкурса с согласия Организатора Конкурса.

 

IV. Участники Конкурса

4.1. Участниками Конкурса могут являться физические лица и коллективы физических лиц за исключением лиц, аффилированных с Организатором Конкурса, а также членов Жюри.

4.2. Участник Конкурса, направляя в адрес Конкурса конкурсную работу, тем самым подтверждает, что:

  • конкурсная работа полностью выполнена автором – участником Конкурса (единолично или коллективом),
  • в конкурсной работе отсутствует плагиат,
  • участник уважает Конкурс и заинтересован в честном профессиональном состязании,
  • приведенные в конкурсной работе сведения не содержат коммерческую, государственную и иную тайну, не нарушает авторских прав и права музеев на первую публикацию музейных предметов,
  • участник дает свое согласие на предоставление Организатору Конкурса содержащихся в конкурсной работе и сопроводительном письме и последующей переписке персональных данных,
  • участник дает свое согласие на публикацию фамилии, имени, отчества, биографической справки, фотографии фрагментов конкурсных работ с обязательным указанием автора (авторского коллектива) в случае признания Участника финалистом или лауреатом Премии,
  • участник несет ответственность за самостоятельное решение вопросов налогообложения полученных доходов в случае присуждения наград Конкурса,
  • между авторами (в случае, если участником Конкурса является коллектив) достигнуто соглашение о распределении награды в случае ее получения,
  • участник дает свое согласие на то, что конкурсные работы не возвращаются, не рецензируются, не могут быть отозваны с рассмотрения участниками Конкурса в одностороннем порядке,
  • участник Конкурса дает свое согласие на отказ от возмещения расходов в связи с выполнением конкурсной работы в случае изменения условий Конкурса или его отмены,
  • участник Конкурса самостоятельно и за свой счет решает вопросы проезда и проживания по месту проведения церемонии объявления результатов Конкурса в случае очного участия в ней в качестве финалиста или лауреата Премии.

 

V. Существо задания

5.1. На Конкурс представляются работы в области иконографических и визуальных исследований по одной или по нескольким взаимосвязанным темам из нижеследующего списка:

иконография, визуальные исследования и социальная история искусства в дискурсе культуры пост-постмодернистского общества,

визуальная экзегетика и визуальная типология, визуальная демонология,

визуальная интертекстуальность интермедиальных произведений,

ретография и роль лакун в иконографическом анализе,

визуальный нарратив в искусстве книжной иллюстрации,

иконография жестов,

трансмиссия иконографических мотивов,

связь патронажа и бытования памятников искусства и визуальности,

иконография инаковости,

музыкальная иконография,

иконография пейзажа,

иконография Сотворения мира,

визуальная антропология и феномен «советской» иконы,

иконография магии и алхимии,

окуляроцентризм и сенсорный поворот в искусстве,

семиотика ольфакторного и тактильного искусства и визуальность,

визуальная кинестетика и аугментированная реальность в искусстве,

визуальность и инклюзивность,

учебно-методические пособия и курсы иконографии и визуальных исследований,

иные актуальные вопросы иконографических и визуальных исследований.

5.2. Конкурсные работы представляются в форме статьи объёмом 20-60 тыс. знаков (с пробелами) с обязательной аннотацией (200-250 слов), оформленные в соответствии с требованиями в руководстве для авторов Журнала «Новое искусствознание», расположенном на сайте http://ojs.newartstudies.ru/index.php/journal/about/submissions#authorGuidelines

 

VI. Критерии и порядок оценки конкурсных работ

6.1. Финалисты Конкурса отбираются из числа участников, представивших конкурсные работы наилучшие по совокупности следующих критериев:

  • актуальность темы, значение разработки
  • научная новизна, глубина и оригинальность,
  • теоретическая и практическая ценность и завершенность
  • индивидуальный вклад автора или авторов – участников Конкурса

6.2. Лауреатом «Премии в области иконографических и визуальных исследований» может быть признан автор или члены коллектива авторов лучшей конкурсной работы из числа финалистов Конкурса.

6.3. В случае отсутствия достойных награды конкурсных работ Премия в данном году не присуждается.

 

VII. Порядок оценки результатов конкурсных работ.

7.1. Организатор Конкурса формирует состав Жюри из членов Экспертного совета Центра иконографических и визуальных исследований (CIVIS) некоммерческой организации «Фонд содействия развитию образования, науки и искусства “Новое искусствознание”» (по согласованию) с его научным руководителем в роли Председателя Жюри. В случае отсутствия Председателя Жюри его замещает другое лицо из числа членов Жюри по согласованию с Организатором Конкурса.

7.2. Члены Жюри исполняют свои функции добровольно, безвозмездно, на общественных началах. Осуществляя свои функции, члены Жюри руководствуются настоящим Положением и своими профессиональными суждениями.

7.3. Заседание и голосование Жюри может быть очным, а также может осуществляться по электронной почте и иным средствам связи. Каждый член Жюри имеет один голос. Все участвующие в заседаниях члены Жюри обязаны голосовать либо «за», либо «против» в любом голосовании. Решения Жюри принимаются открытым голосованием простым большинством голосов. Голосование считается состоявшимся, если в нем очно или с помощью средств связи приняло участие не менее двух третей (с округлением в сторону ближайшего четного целого) от состава Жюри. Если голосование состоялось, и голоса «за» и «против» распределились поровну, голос Председателя Жюри или замещающего его члена Жюри является решающим для вынесения решения Жюри.

7.4. После завершения приема работ члены Жюри отбирают список работ, преодолевших квалификационный отбор и высказывают свое мнение о целесообразности выхода той или иной работы во второй тур Конкурса. Во втором (заключительном) туре составляется ранжированный список финалистов и лауреатов Конкурса с учетом п.6.3. настоящего Положения. Дополнительно могут распределяться специальные призы от спонсоров Конкурса.

7.5. Итоги заседаний и голосования Жюри оформляются протоколами, которые подписываются Председателем Жюри или замещающим его лицом и передаются Организатору Конкурса. В протоколах могут быть указаны особые мнения за подписью любого члена Жюри.

 

VIII. Место, срок и порядок представления конкурсных работ

8.1. Прием конкурсных работ начинается 25 декабря 2022 года и завершается 1 июля 2023 года.

8.2. Участие в Конкурсе бесплатное.

8.3. Для участия в Конкурсе необходимо отправить конкурсную работу в полном объеме в период приема конкурсных работ по электронной почте по адресу rogovm@hotmail.com и в сопроводительном письме с темой 2023 CIVIS Award указать актуальные контактные данные (адреса электронной почты, иные контакты) каждого из авторов конкурсной работы.

8.4. Участник может представить на Конкурс несколько различных конкурсных работ.

 

IX. Форма награды Конкурса

9.1. Финалистам Конкурса включая Лауреата «Премии в области иконографических и визуальных исследований» выдаются дипломы.

9.2. Награда Конкурса – приглашение финалистов Конкурса к участию с докладом по теме конкурсной работы в научной конференции «Иконографические и визуальные исследования», проводимой Центром иконографических и визуальных исследований (CIVIS) Фонда содействия развитию образования, науки и искусства «Новое искусствознание» в г. Санкт-Петербурге (детальная информация будет направлена финалистам Конкурса по адресам электронной почты, указанной в контактных данных при подаче конкурсной работы). Конкурсные работы участников конференции могут быть приглашены к публикации в соответствующем конференц-выпуске научно-теоретического журнала «Новое искусствознание» и в других научных изданиях.

 

X. Порядок и сроки объявления результатов Конкурса

10.1. Объявление результатов Конкурса планируется 15 сентября 2023 года на торжественной церемонии награждения во время научной конференции «Иконографические и визуальные исследования», проводимой Центром иконографических и визуальных исследований (CIVIS) Фонда содействия развитию образования, науки и искусства «Новое искусствознание» (детальная информация будет направлена финалистам Конкурса по адресам электронной почты, указанной в контактных данных при подаче конкурсной работы).

10.2. После объявления результаты Конкурса публикуются на сайте https://www.newartstudies.ru/civis.

 

«ПРЕМИЯ В ОБЛАСТИ ИКОНОГРАФИЧЕСКИХ И ВИЗУАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ» 2023 г.

2023 CIVIS AWARD

Объявление о конкурсе было размещено на разных площадках в интернете, в том числе в социальных сетях и на сайте Ассоциации искусствоведов. Приём работ был открыт с 25 декабря 2022 г. по 1 июля 2023 г. включительно.

География авторов простирается от Балтийского моря до Байкала: поступили работы из Москвы и Калининграда, Санкт-Петербурга, Казани, Красноярска, Калининграда, Вологодской (с. Ферапонтово), Ленинградской (г. Сосновый Бор) и Иркутской (п. Усть-Ордынский) областей.

В конкурсе приняли участие исследователи (в том числе независимые) и учащиеся разных возрастных категорий: пенсионерка, бакалавр, магистрантка, магистры – независимые исследователи, аспирантка, соискательница. младший научный сотрудник; более половины авторов конкурсных работ - кандидаты искусствоведения, исторических и философских наук, в том числе пять доцентов и академик РАХ. 

Разнообразна аффилиация конкурсантов:  Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургская академия художеств им. Ильи Репина, Российский государственный гуманитарный университет, Научно-исследовательский университет ВШЭ, Федеральный Балтийский Университет им. И. Канта, Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казанская православная духовная семинария, Сибирский федеральный университет, Усть-Ордынская детская школа искусств, Ассоциация искусствоведов, Союз художников, а также музейные институции: Государственный Эрмитаж, Музей фресок Дионисия, Красноярский художественный музей им. В.И. Сурикова и другие учреждения.

Тематика поступивших конкурсных работ очень разнообразна по видам и технике искусства, жанрам, регионам и эпохам, и по рассматриваемой проблематике. Она охватывает монументальное (стенопись и скульптуры), станковую живопись различных жанров (от портрета до пейзажа), декоративно-прикладное (от книжной иллюминации до текстиля) искусство и архитектуру (от архитектурного декора до реконструкции элемента городской среды). Это - западноевропейское (французское, итальянское, испанское, немецкое), византийское и русское, сибирское и дальневосточное искусство; христианское и буддийское. Эпохи - от Средневековья и Возрождения, до модерна и живописи рубежа XX-XXI вв. Работы посвящены различным проблемам: выявления источников и передачи иконографии, изучения орнамента, реконструкции городской культуры и влиянию национальных традиций, а также атрибуции.

 

Тематика конкурсных работ, допущенных в финал конкурса:

•   Особенности трактовки сцены смерти Иуды Искариота в Морализованных Библиях 3-х десят. XIII вв. (Мирошник А.Д.)

•   Формальные критерии женских автопортретов XVI века в Италии (Новикова Е.С.)

•   Возрождение образа Гебы в итальянском искусстве XVI века (Абрамкин И.А.)

• Айюнтамьенто в Севилье. Аллегории и символы архитектурного декора. (Сим Н.М.)

• Кавод-Докса-Слава Божия. Cияющее облако как пространственная икона Небес в куполах византийских храмов (Лидов А.М.)

•   Миниатюра "Церковь Святых Апостолов" в Часослове 1423 г. из собрания Троице-Сергиевой Лавры: архитектоника, геометрия и художественные параллели в византийском искусстве. (Суслова Р.И.)

•  Фрески подпружных арок собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Иконография и принципы пространственного размещения образов (Силина О.В.)

• Борхт или Пискатор? Проблемы и принципы определения иконографических источников Апокалипсиса русских стенописей XVII века (Шемякова Я.В.)

• Юнкерштрассе: опыт виртуальной реконструкции исторической улицы Кёнигсберга времени И. Канта. XVIII — начало XIX века. (Белинцева И.С., Баранова Е.В., Верещагин В.А., Маслов В.Н.)

•   Иконография петербургского пейзажа в искусстве 1980-2000 гг. (Подлипенцева К.И.)

• Буддийская коллекция национального музея Усть-Ордынского Бурятского округа. Изучение и составление каталога (Асалханова Е.В.)

•   Введение иконической знаковости в орнаменты Сибири и Дальнего Востока в народном и профессиональном декоративно-прикладном искусстве (Смолина М.Г.)

•   Стиль модерн и национальные традиции в орнаментах русских декоративных тканей нач. XX в. (Войтова Е.А.)

 

ПРОГРАММА конференции:

Всероссийская научная конференция ИКОНОГРАФИЧЕСКИЕ И ВИЗУАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 2023 Iconographic and Visual Studies 2023 Культурный центр и галерея Beriozka Gallery, Санкт-Петербург, 15 сентября 2023.

9.30-10.00 (мск). Приветствие участникам конференции

10:00–13:00 (мск.)

  •  Майя Гавриловна Смолина, доцент, кандидат философских наук, доцент Сибирского федерального университета, старший научный сотрудник Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова, (Красноярск). Введение иконической знаковости в орнаменты Сибири и Дальнего Востока в народном и профессиональном декоративно-прикладном искусстве. (Онлайн)
  •  Алина Дмитриевна Мирошник, бакалавр истории искусств, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Москва). Особенности трактовки сцены смерти Иуды Искариота в Морализованных Библиях 3-х десят. XIII вв. (Онлайн)

  •  
    Ирина Валерьевна Голубева, соискатель ученой степени кандидата искусствоведения, Российский институт истории искусств, сектор изобразительных искусств и архитектуры, член Ассоциации искусствоведов (Санкт-Петербург). Джотто в лицах: Мастер Исаака, Мастер св. Франциска, Мастер парусов. Историографический обзор проблемы атрибуций фресковых циклов базилики Сан-Франческо в Ассизи.

  •  Надежда Михайловна Сим, кандидат искусствоведения, член Ассоциации искусствоведов, руководитель научного проекта гранта Российского научного фонда (Москва). Аллегории и символы в архитектурном декоре севильского Ренессанса. Исследование проводилось за счет гранта Российского научного фонда № 22-28-00029, https://rscf.ru/project/22-28-00029/(Онлайн)

  •  Иван Александрович Абрамкин
    , кандидат искусствоведения, старший преподаватель Российского государственного гуманитарного университета (Москва). Возрождение образа Гебы в итальянском искусстве XVI века.

  • •   Екатерина Сергеевна Новикова, студентка магистратуры Российского государственного гуманитарного университета (Москва). Формальные критерии женских автопортретов XVI века в Италии. (Онлайн)

  • • Ирина Викторовна Белинцева, кандидат искусствоведения, доцент. Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральный научно-исследовательский и проектный институт Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» (НИИТИАГ ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России»), (Москва), Елена Вячеславовна Баранова, кандидат исторических наук, доцент. Научно-исследовательский центр социально-гуманитарной информатики. Балтийский федеральный университет им. И. Канта (НИЦ СГИ БФУ им. Канта), (Калининград), Вячеслав Алексеевич Верещагин, младший научный сотрудник. Научно-исследовательский центр социально-гуманитарной информатики. Балтийский федеральный университет им. И. Канта (НИЦ СГИ БФУ им. Канта), (Калининград), Виталий Николаевич Маслов, кандидат исторических наук, доцент. Научно-исследовательский центр социально-гуманитарной информатики. Балтийский федеральный университет им. И. Канта (НИЦ СГИ БФУ им. Канта), (Калининград). Юнкерштрассе: опыт виртуальной реконструкции исторической улицы Кёнигсберга времени И. Канта. XVIII — начало XIX века. (Онлайн)

  • • Екатерина Александровна Войтова, магистр искусствоведения, независимый исследователь (Санкт-Петербург). Стиль модерн и национальные традиции в орнаментах русских декоративных тканей нач. XX в.

 

13:00–14:00 (мск.) – Перерыв

 

14:00–17:00 (мск.)

 

  • • Алексей Михайлович Лидов, академик РАХ, директор научного центра восточнохристианской культуры, зав. отделом культуры древности института мировой культуры МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва). Кавод-Докса-Слава Божия. Cияющее облако как пространственная икона Небес в куполах византийских храмов. (Онлайн)

  • • Сергей Сергеевич Аванесов, доктор философских наук, профессор НовГУ им. Ярослава Мудрого, директор НОЦ «Гуманитарная урбанистика», главный редактор журнала «Визуальная теология» (Новгород). Кентавр на Руси. (Онлайн)

  • • Раиса Анваровна Суслова, кандидат исторических наук, Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казанская православная духовная семинария (Казань). Константинопольская Церковь Святых Апостолов в книжной миниатюре: русский и византийский взгляд.

  • • Ольга Владимировна Силина, соискатель кафедры русского искусства, Санкт-Петербургская академия художеств; Сотрудник экскурсионно-методического отдела. Музей фресок Дионисия, филиал Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (Ферапонтово). Фрески подпружных арок собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Иконография и принципы пространственного размещения образов.

  • • Яна Владимировна Шемякова, магистр искусствоведения, независимый исследователь (Ферапонтово). Борхт или Пискатор? Проблемы и принципы определения иконографических источников Апокалипсиса русских стенописей XVII века.

  • • Ксения Игоревна Подлипенцева, аспирант Санкт-Петербургской академии художеств, методист научно-просветительного отдела, Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург). Иконография петербургского пейзажа в искусстве 1980-2000 гг.

  • • Кулакова Ольга Юрьевна, кандидат искусствоведения, младший научный сотрудник МАЭ РАН Кунсткамера (Санкт-Петербург). Образ ученого в портрете М. В. Ломоносова авторства Георга фон Преннера. Иконографические истоки, контекст, программа портрета. 

  • • Михаил Анатольевич Рогов, кандидат искусствоведения, кандидат экономических наук, доцент, научный руководитель Центра иконографических и визуальных исследований (CIVIS) Фонда «Новое искусствознание», доцент РАНХиГС (Москва). От интервизуальности и ретографии к «подразумеваемой иконографии»?

 

17:00–18:00 (мск.)

  • • Научная дискуссия

  • • Церемония награждения финалистов конкурса ПРЕМИЯ В ОБЛАСТИ ИКОНОГРАФИЧЕСКИХ И ВИЗУАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 2023 (2023 CIVIS AWARD)

Все члены Экспертного совета CIVIS участвовали в качестве членов Жюри и единогласно проголосовали за решение (Протокол №1 от 01.09.2023).

 

По итогам второго тура Жюри признан Лауреат (победитель) конкурса «ПРЕМИЯ В ОБЛАСТИ ИКОНОГРАФИЧЕСКИХ И ВИЗУАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ» 2023 г.

Ольга Владимировна Силина

За работу «Фрески подпружных арок собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Иконография и принципы пространственного размещения образов»

 

Решением Жюри были учреждены дополнительные номинации Конкурса «ПРЕМИЯ В ОБЛАСТИ ИКОНОГРАФИЧЕСКИХ И ВИЗУАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ» в 2023 г, названия которых связаны с историографией иконографических исследований: так, выдающийся исследователь иконографии Аби Варбург (1866-1929) ввел в научный оборот понятие «Формула пафоса» и создал атлас «Мнемозина», источником многих сюжетов и мотивов позднесредневековой западноевропейской иконографии послужила знаменитая «Золотая легенда» Якова Ворагинского (ок. 1228-1298), а гротеск своей причудливой формой намекает на сложную игру взаимосвязи явлений, выявляемую научными стратегиями в визуальных исследованиях.

 

«ФОРМУЛА ПАФОСА» — Почетные дипломы финалистов конкурса в области иконографических и визуальных исследований

В 2023 г. почетные дипломы в этой номинации получают финалисты конкурса:

  • • Алина Дмитриевна Мирошник
  • • Яна Владимировна Шемякова

 

«ЗОЛОТАЯ ЛЕГЕНДА»Почетные дипломы за вклад в развитие иконографических исследований

В 2023 г. почетные дипломы в этой номинации получают финалисты конкурса:

  • • Алексей Михайлович Лидов
  • • Надежда Михайловна Сим

 

«МНЕМОЗИНА» — Почетные дипломы финалиста конкурса в области иконографических исследований

В 2023 г. дипломы в этой номинации получают финалисты:

  • • Иван Александрович Абрамкин
  • • Екатерина Сергеевна Новикова

 

«ГРОТЕСК» Почетные дипломы финалиста конкурса за исследования визуальности

В 2023 г. почетные дипломы в этой номинации получают финалисты:

  • • Екатерина Владимировна Асалханова
  • • Ирина Викторовна Белинцева, Елена Вячеславовна Баранова, Вячеслав Алексеевич Верещагин, Виталий Николаевич Маслов
  • • Екатерина Александровна Войтова
  • • Ксения Игоревна Подлипенцева
  • • Майя Гавриловна Смолина
  • • Раиса Анваровна Суслова