От «Русских сезонов» к советскому балету

ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»

ЧУ «ХХ лет после Войны. Музей повседневной культуры Ленинграда 1945-1965 гг.»

Программа конференции:

11.00 – открытие конференции, представление концепции цикла конференций.

Наталья Александровна Баландина культуролог, главный хранитель музея

Ольга Сергеевна Сапанжа доктор культурологии, профессор, директор музея

11.15-12.30 - доклады участников (регламент выступления – 10 минут).

12.30-13.00 - кофе-брейк

13.00-14.30 - доклады участников

14.30-15.00 - обсуждение, выступления спикеров Раздел «Русские сезоны».

   Начало. 110 лет первому представлению балетных спектаклей «Русских сезонов» (в 1909 году на сцене театра Шатле были представлены балеты «Павильон Армиды», «Половецкие пляски», «Пир», «Сильфиды», «Клеопатра»)

Ольга Леонидовна Некрасова-Каратеева доктор искусствоведения, профессор, РГПУ им. А.И. Герцена, заведующая кафедрой художественного образования и декоративного искусства Балетмейстер С. Лифарь и художник Д. Бушен: продолжение истории Русского балета за рубежом. 1930-1970-е годы

Ольга Николаевна Полисадова кандидат искусствоведения, глава Комитета по классическому танцу Общероссийской танцевальной организации (Москва) Театрально-хореографические новации первых сезонов «Русского балета»

Нина Михайловна Васильева Научная библиотека Государственного Русского музея, заведующая отделом редкой книги С. П. Дягилев: его труды и труды о нем

Татьяна Леонидовна Астраханцева доктор искусствоведения, член-корреспондент РАХ, НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, главный научной сотрудник «От русских сезонов» до «танцующей узбечки» ( о танцевальной скульптуре 1910-1950-х гг) 2 Раздел

   «Советский балет и пространство культуры, науки, образования» («И даже в области балета мы впереди планеты всей») 55 лет назад, в 1964 году, была написана песня Юрия Визбора «Рассказ технолога Петухова», обозначившая место балета как важного маркера пространства повседневной культуры

Андрей Владимирович Белоусов историк искусства, педагог, танцор международного класса, дипломант Чемпионата СССР по спортивным бальным танцам 1986 года, победитель и участник российских и международных турниров Не только балет… Что танцевали в СССР: культура парного танца в советском обществе

Ринат Рафисович Дулмаганов генеральный продюсер Национального оперного центра и Общественного фонда развития исполнительских искусств; преподаватель; аспирант и создатель Дягилевской лаборатории по искусству продюсирования в Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой и Продюсерской мастерской в Санкт-Петербургском государственном институте культуры; член Экспертного совета и исполнительный продюсер Национальной оперной премии «Онегин»; член Международного союза музыкальных деятелей «Ежегодная Международная научно-практическая конференция «Дягилев: искусство продюсирования. Вчера, сегодня, завтра!» в Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой («Дягилевская конференция») и проект «Салон Сергея Дягилева в Квартире Кости Кройца» как отблески «Русских сезонов» в XXI веке».

Ольга Витальевна Рожнова музей Ораниенбаума, редактор электронных баз Тайны сочинения балетов Олега Виноградова

Юрий Владимирович Громов РГПУ им А.И. Герцена, факультет безопасности жизнедеятельности, старший преподаватель Русские сезоны и советский балет в филателии: имена, события, процессы

Николай Сергеевич Онегин Государственный Эрмитаж, научный сотрудник Балет и быт 1950-1960-х годов в творчестве мастеров Дулевского фарфорового завода

Юлиана Юрьевна Михайлова кандидат искусствоведения, ЗАО НИПК «Электрон», руководитель группы НТИ История одной фарфоровой статуэтки: опыт коллекционера.

Екатерина Вячеславовна Иванова ГМЗ «Царское Село», специалист по учёту музейных предметов Образы советских балетных постановок в интерьерной настольной пластике мастеров Ленинградского завода фарфоровых изделий (1950-1960-е гг.)

Лун Цзыянь (КНР) хореограф, РГПУ им. А.И. Герцена, аспирант образовательной программы «теория и методика обучения в области искусства» Балет «Седая девушка» (1964) – китайский драмбалет.

Евгения Сергеевна Шинтяпина РГПУ им. А.И. Герцена, магистрант программы «Региональный культурно-познавательный туризм» «Бахчисарайский фонтан» (1934) – первый советский драмбалет

Мария Юрьевна Никишина Санкт-Петербургский государственный университет, студентка программы «Музеология». Балет на советских туалетных столиках

   Стендовые доклады (заочное участие)

Ольга Анатольевна Туминская доктор искусствоведения, Государственный Русский музей Выставка в Русском музее «Дягилев. Начало» (2009): образовательный маршрут

Марья Юрьевна Гендова кандидат искусствоведения, библиотека Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой, библиотекарь, преподаватель Жемчужные отблески в балетах первых русских сезонов

Анна Кирилловна Векслер кандидат педагогических наук, РГПУ им. А.И. Герцена, доцент кафедры художественного образования и декоративного искусства. Декорации «Русских сезонов»: творческая и научно-исследовательская рефлексия в образовательном процессе на факультете изобразительного искусства РГПУ им. А.И. Герцена

Юлия Воинова (Эстония) Таллинский городской музей, руководитель проектов Балет в советской Эстонии

Инна Муаедовна Конотоп Комитет по культуре Ленинградской области, заведующая координационно-аналитическим сектором Эпоха советского телевизионного балета как время доступности и популяризации классических постановок для широкой зрительской аудитории

   Дискуссия «От «Русских сезонов» к советскому балету»

Спикеры:

Елена Константиновна Блинова (доктор искусствоведения, профессор, РГПУ им. А.И. Герцена),

Ольга Анатольевна Туминская (доктор искусствоведения, Государственный Русский музей),

Екатерина Андреевна Савинова (кандидат искусствоведения, Научно-исследовательский музей РАХ),

Ида Александровна Шик (кандидат искусствоведения, Государственный Эрмитаж),

Ольга Сергеевна Михайлова (кандидат педагогических наук, РГПУ им. А.И. Герцена),

Ольга Викторовна Полякова (кандидат искусствоведения, РГПУ им. А.И. Герцена).

                         

На III научной конференции из цикла «"Русские сезоны" и советская повседневная культура: имена, события, процессы» будет обсуждаться круг проблем, связанных с местом и ролью балета в пространстве советской повседневной культуры.

Конференция «От «Русских сезонов» к советскому балету» из цикла «Русские сезоны» и советская повседневная культура: имена, события, процессы» пройдет 22 октября 2019 года на базе музея «XX лет после Войны. Музей повседневной культуры Ленинграда 1945-1965 гг.» (Санкт-Петербург, 4-я линия Васильевского острова, 19). 

III НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ИЗ ЦИКЛА «РУССКИЕ СЕЗОНЫ» И СОВЕТСКАЯ ПОВСЕДНЕВНАЯ КУЛЬТУРА: ИМЕНА, СОБЫТИЯ, ПРОЦЕССЫ»

  Факультет изобразительного искусства РГПУ им. А.И. Герцена и музей «XX лет после Войны. Музей повседневной культуры Ленинграда 1945-1965 гг.» приветствует участников III научной конференции с международным участием «От «Русских сезонов» к советскому балету» из цикла «"Русские сезоны" и советская повседневная культура: имена, события, процессы».

  В 2019 году конференция будет проходить третий раз. Каждый год в центре внимания оказывается ключевое событие антрепризы Сергея Дягилева, произошедшее более ста лет назад и оказавшее прямое или косвенное влияние на советскую культуру.

  На III научной конференции из цикла «"Русские сезоны" и советская повседневная культура: имена, события, процессы» 22 октября 2019 года будет обсуждаться круг проблем, связанных с местом и ролью балета в пространстве советской повседневной культуры.

  Слава «Русских сезонов» Сергея Дягилева неразрывно связана именно с триумфом русского балета на мировой сцене. Ключевым событием «Русских сезонов» является 1909 год - год первого сезона балетной антрепризы. В этом году, 110 лет назад, на сцене театра Шатле в Париже были представлены балеты «Павильон Армиды», «Половецкие пляски», «Пир», «Сильфиды», «Клеопатра». Этот год стал точкой отсчета триумфа российского балета на мировой сцене.

  Точкой отсчета триумфа советского балета на мировой сцене стал 1954 год - год гастролей балетной труппы Большого театра (Москва) и Театра оперы и балета им. С.М. Кирова (Ленинград) в Париже, ставших началом мировой славы советского балета. 65 лет назад артисты крупнейших советских театров представили на сцене «Гранд-Опера» две большие программы, состоящие из фрагментов балетов и концертных миниатюр.

  Первое представление русского балета и первое представление советского балета на мировой сцене в Париже станет основой для анализа различных граней «включения» балета в пространство культуры и повседневности.

  Кульминацией же массового признания советского балета стала знаменитая строка из песни Юрия Визбора «Рассказ технолога Петухова», написанной 55 лет назад, в 1964 году: «И даже в области балета мы впереди планеты всей». Эта строка свидетельствует, что балет стал не только важным маркером культуры, но и частью обыденного сознания.

  Контактная информация:

Председатель Оргкомитета – доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой художественного образования и декоративного искусства РГПУ им. А.И. Герцена Ольга Леонидовна Некрасова-Каратеева. Куратор конференции – главный хранитель музея «XX лет после Войны. Музей повседневной культуры Ленинграда 1945-1965 гг.» Наталья Александровна Баландина.

Организатор конференции – доктор культурологии, профессор кафедры художественного образования и декоративного искусства РГПУ им. А.И. Герцена, директор музея «XX лет после Войны. Музей повседневной культуры Ленинграда 1945-1965 гг.» Ольга Сергеевна Сапанжа (sapanzha@mail.ru, тел. 8-911-207-06-96).

ЧУ «ХХ лет после Войны. Музей повседневной культуры Ленинграда 1945-1965 гг.»

 

 

22
октября
2019 г.
11:00